Главная » Публикации » Организация деятельности нотариата и ее конституционно-правовые основы. (Фролова Д.В.)
 
Организация деятельности нотариата и ее конституционно-правовые основы. (Фролова Д.В.)
В 1995 году на Конгрессе в Берлине Международный союз латинского нотариата (МСЛН) принял в свой состав Российскую Федерацию. Принятие России в МСЛН означает, что российское законодательство о нотариате достигло уровня международных стандартов. Оно соответствует основам и важнейшим принципам системы латинского нотариата, среди которых можно особенно выделить осуществление публичных нотариальных функций независимым, компетентным и беспристрастным лицом, не являющимся государственным служащим.

В России нотариат, появился в 1867 году. Нотариус находился при судебных органах и под достаточно жёстким с их стороны контролем. Нотариус «выдавал выписки из актовых книг и копии актов, свидетельствовал всякого рода акты, протесты, копии, подлинности подписей, время предъявления ему документов, нахождения лица в живых, предавал заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заёмные обязательства, договоры и протесты, мировые и третейские записи и прошения, принимал на хранение документы и составлял проекты раздела наследства».

В современной России в  нотариате произошли существенные изменения. До 1993 года в стране существовал лишь государственный нотариат, деятельность, которого регулировалась Законом РСФСР 1974 года «О государственном нотариате». Следствием проводимых в России социально-экономических реформ, развития рыночных отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российского нотариата, которая произошла в 1993 году после принятия Конституции Российской Федерации и ныне действующих Основ законодательства Российской о  Федерации о нотариате, в ходе которой был введен, так называемый «частнопрактикующий» нотариат. И несмотря на явное противодействие в ряде мест со стороны органов местной власти, без какой-либо поддержки со стороны Министерства юстиции Российской Федерации частнопрактикующий нотариат за этот короткий временной промежуток занял доминирующее положение в стране по совершению нотариальных действий. Например, в Москве государственный нотариат окончательно был упразднен 10 января 1998 года.

Вопросы деятельности нотариата в конституционно-правовом аспекте являлись предметом исследования в юридической науке. Им посвящены работы Н.И. Авдеенко, В.Н. Аргунова, Г.И. Вергасовой, Р.Ф. Галеевой, В.М. Жуйкова, Т.Р. Козуб, Ж.В. Патращук, B.C. Репина, В.В. Гошуляка, Г.Б. Романовского, О.В. Романовской, Л.А. Стешенко, Ю.В. Филимонова, Г.Г. Черемных, И.Г. Черемных, Т.М. Шамбы, Л.Л. Шаповаловой, В.В. Яркова и других исследователей.

Современное законодательство о нотариате представляет собой целый комплекс разноотраслевых нормативных правовых актов, в центре которого находится Конституция Российской Федерации. При этом все основные функции, правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.

Конституция РФ не фиксирует основы правового статуса органов нотариата, упоминание присутствует лишь в контексте разделения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ. Однако представляется, что, поскольку Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, подразумевается деятельность не только органов государственной власти, но и такого института гражданского общества как нотариат.

Конституционные нормы, как источник нотариального права,  подразделяются на две группы: общего характера, важные с точки зрения последовательности обеспечения деятельности нотариата, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата.

К первой группе  можно отнести нормы основ конституционного строя, закрепляющие статус Российской Федерации как правового федеративного социального государства (статьи 1, 7, 71, 72 Конституции РФ): Создание системы нотариата, базирующейся на основополагающих нормах Конституции и гражданского права, будет одним из критериев создания правового государства.

Вторая группа норм основана на закреплении приоритета прав и свобод человека и гражданина. Возложив на себя конституционную обязанность по защите прав и свобод граждан, государство тем самым возлагает на себя и другую обязанность - создание соответствующих механизмов их обеспечения. В полном объёме функцию такой защиты выполняли и выполняют нотариусы, удостоверяя гражданско-правовые акты и договоры, свидетельствуя определённые факты и документы.

Из самой сути Конституции РФ вытекает более значительная роль нотариата в развитии гражданско-правовых отношений, которые способствуют их стабильности и защите прав граждан и юридических лиц.

Происшедшие коренные перемены в обществе изменили характер и значение нотариальной деятельности. Действуя от имени Российской Федерации и руководствуясь в своей деятельности Конституцией РФ и федеральными законами, нотариус выступает гарантом равенства прав гражданина и государства в сфере гражданского оборота, так как для него не существует приоритета интересов государства и общества над интересами личности. Именно нотариальные органы Российской Федерации удовлетворяют значительную часть потребностей граждан в юридическом обеспечении. При этом Основы законодательства РФ о нотариате, возлагают на них защиту конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации. То есть все основные правовые принципы статуса нотариата определены Конституцией Российской Федерации. Между тем, проблема, касающаяся именно конституционно-правовых основ деятельности нотариата не нашла должного отражения в научных трудах, посвященных этому публично-правовому институту. Функции и правовое положение нотариата в Российской Федерации исследовались, прежде всего, в плоскости гражданско-правовых отношений.

Нотариусы выполняли и выполняют функцию защиты прав и свобод граждан, удостоверяя гражданско-правовые акты и договоры, свидетельствуя определенные факты и документы. К сожалению, гражданское законодательство и Основы законодательства РФ о нотариате не способствуют развитию этого нужного гражданам института, хотя реализация функции защиты прав и законных интересов граждан и иных участников гражданского оборота нотариусом находится, прежде всего, в рамках гражданско-правовых отношений.

Исходя из этого необходимо реформирование законодательства регулирующего деятельность нотариата в Российской Федерации.

В первую очередь, необходимо внести изменения в положения части второй Гражданского кодекса РФ, связанные с отказом от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, которые существенно сужают гарантии, обеспечивающие предусмотренный Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 8, 35, 45, 48) принцип охраны прав и свобод гражданина, включая право частной собственности.

По-моему мнению, реформа нотариата должна идти в русле развития конституционного процесса. В свою очередь институт нотариата дает государству возможность реализовать во всей полноте свою конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан.

Развитие нотариата в Российской Федерации не остановится. Законодатель будет ещё заниматься поиском наиболее эффективной модели юридической службы защиты прав участников гражданского оборота. И, несомненно, нотариат останется институтом, имеющим своей задачей защиту  прав и интересов граждан и юридических лиц в частноправовой сфере.

Нотариус г. Заречного Пензенской области

Фролова Диана Вадимовна

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25 декабря 1993 г., N 197.
    1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1//ВСНД и ВС РФ. — 1993. — №10. — Ст.357.
    2. Закон «О государственном нотариате» с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 27.04.1979 "Ведомости Верховного Совета РСФСР", N 32, 8 августа 1974 года.
  2. Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г. – с.37.
  3. Куклина Н. История российского нотариата // Российская юстиция. 1997. № 12, с. 31.


Куклина Н. История российского нотариата // Российская юстиция. 1997. № 12, с. 31.

  • Закон «О государственном нотариате» с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 27.04.1979 "Ведомости Верховного Совета РСФСР", N 32, 8 августа 1974 года.

Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25 декабря 1993 г., N 197.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1//ВСНД и ВС РФ. — 1993. — №10. — Ст.357.

Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г. – с.37.